Уровни умственной отсталости у детей сильно различаются — от очень незначительной проблемы до очень серьезной проблемы. Детям с отсталостью может быть трудно сообщить другим о своих желаниях и потребностях и позаботиться о себе. Умственная отсталость может привести к тому, что ребенок будет учиться и развиваться медленнее, чем другие дети того же возраста. Ребенку может потребоваться больше времени, чтобы научиться говорить, ходить, одеваться или есть без посторонней помощи, и у него могут возникнуть проблемы с обучением в школе. Часто встречаются сопутствующие заболевания, в том числе поведенческие расстройства.
Умственная отсталость — это нарушение развития, которое впервые появляется у детей в возрасте до 18 лет. Оно определяется как уровень интеллектуального функционирования (измеряемый с помощью стандартных тестов интеллекта ), который значительно ниже среднего и приводит к значительным ограничениям в возможностях человека. повседневные жизненные навыки (адаптивное функционирование).
Описание
Умственная отсталость начинается в детстве или в подростковом возрасте до 18 лет. В большинстве случаев она сохраняется на протяжении всей взрослой жизни. Диагноз _ умственной отсталости производится, если у человека уровень интеллектуального функционирования значительно ниже среднего, а также значительные ограничения в двух и более областях адаптивных навыков. Уровень интеллектуального функционирования определяется стандартизированными тестами, которые измеряют способность рассуждать с точки зрения умственного возраста (коэффициент интеллекта или IQ). Умственная отсталость определяется как показатель IQ ниже 70–75. Адаптивные навыки — это термин, который относится к навыкам, необходимым для повседневной жизни. Такие навыки включают способность воспроизводить и понимать язык (общение); навыки домашнего быта; использование ресурсов сообщества; здоровье, безопасность, досуг, уход за собой и социальные навыки; самоуправление; функциональные академические навыки (чтение, письмо и арифметика); и профессиональные навыки.
В целом умственно отсталые дети достигают таких вех развития, как ходьба и речь, намного позже, чем дети в общей популяции. Симптомы умственной отсталости могут проявляться при рождении или позже в детстве. Возраст ребенка в начале зависит от предполагаемой причины инвалидности. Некоторые случаи легкой умственной отсталости не диагностируются до поступления ребенка в дошкольное учреждение или детский сад. Эти дети обычно испытывают трудности с социальными, коммуникативными и функциональными академическими навыками. У детей с неврологическими расстройствами или заболеваниями, такими как энцефалит или менингит, могут внезапно появиться признаки когнитивных нарушений и трудности адаптации.
Умственная отсталость у детей — это сложное состояние, которое требует внимательного подхода со стороны медицинских специалистов. Врачи подчеркивают, что ранняя диагностика и интервенция играют ключевую роль в поддержке развития таких детей. Специалисты отмечают, что причины умственной отсталости могут быть разнообразными: от генетических факторов до осложнений во время беременности и родов.
Важно, чтобы родители и педагоги были осведомлены о возможностях коррекционной работы. Врачи рекомендуют индивидуальные образовательные программы и терапевтические занятия, которые могут значительно улучшить качество жизни детей с умственной отсталостью. Также акцентируется внимание на необходимости создания поддерживающей среды, где ребенок сможет развиваться в своем темпе. В конечном итоге, комплексный подход и сотрудничество между медицинскими работниками, родителями и образовательными учреждениями являются залогом успешной адаптации и социализации таких детей.
Причины и симптомы
Низкие показатели IQ и ограниченность адаптивных навыков являются признаками умственной отсталости. Агрессия, членовредительство и расстройства настроения иногда связаны с инвалидностью. Тяжесть симптомов и возраст, в котором они впервые появляются, зависят от причины. Умственно отсталые дети достигают вех развития значительно позже, чем ожидалось, если вообще достигают. Если отставание в развитии вызвано хромосомными или другими генетическими нарушениями, оно часто проявляется с младенчества. Если задержка вызвана детскими болезнями или травмами, навыки обучения и адаптации, которые когда-то были легкими, могут внезапно стать трудными или невозможными для освоения.
Примерно в 40% случаев причину умственной отсталости установить не удается. К биологическим факторам и факторам окружающей среды, которые могут вызвать умственную отсталость, относятся:
Умственная отсталость у детей — это тема, вызывающая много обсуждений и эмоций. Многие родители и специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и вмешательства. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов на успешную адаптацию ребенка в обществе. Люди часто говорят о необходимости создания инклюзивной среды, где дети с умственной отсталостью могут развиваться и учиться вместе с ровесниками.
Существует множество мифов о таких детях, например, что они не способны к обучению или не могут вести полноценную жизнь. На самом деле, каждый ребенок уникален и имеет свои сильные стороны. Общество должно поддерживать их развитие, предоставляя доступ к специальным образовательным программам и ресурсам. Важно также повышать осведомленность о проблемах, с которыми сталкиваются такие дети и их семьи, чтобы уменьшить стигматизацию и создать более дружелюбную атмосферу.
Генетические факторы
Около 30% случаев умственной отсталости обусловлено наследственными факторами. Умственная отсталость может быть вызвана наследственной генетической аномалией, такой как синдром ломкой Х-хромосомы. Хрупкая X, дефект хромосомы, определяющей пол, является наиболее распространенной наследственной причиной умственной отсталости. Дефекты одного гена, такие как фенилкетонурия и другие врожденные нарушения обмена веществ, также могут вызывать умственную отсталость, если их не обнаружить и не лечить на ранней стадии. Несчастный случай или мутация в генетическом развитии также могут вызвать задержку.
Методы коррекции ЗПР, работу с детьми проводят квалифицированные специалисты. Коррекция – это специальный комплекс, который направлен на разработку специальных мероприятий, как со стороны специалистов, так и со стороны родителей. Подробно по ссылке —
Вопрос-ответ
Что такое умственная отсталость у детей?
Это стойкое, необратимое (в детской практике может быть частично обратимым) недоразвитие уровня психической деятельности – интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы и всей личности в целом, обусловленное врожденной или приобретенной органической патологией центральной нервной системы.
Что такое умственная отсталость простыми словами?
Умственная отсталость (олигофрения) — это задержка или неполное развитие психики, которое в первую очередь сказывается на интеллекте. Людям с таким диагнозом трудно говорить и воспринимать речь, запоминать информацию, читать и писать, проявлять эмоции. Чаще всего олигофрения обнаруживается у детей.
Как ведут себя умственно отсталые дети?
Умственно отсталый ребенок то радуется, то резко начинает грустить. Агрессивность часто без видимых на то причин. Гипобулия − это характерное проявление умственной отсталости, которое выражается в сокращении числа интересов, уменьшении желаний. Человек ничего не хочет, у него происходит снижение воли.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалистам. Если у вас есть подозрения на умственную отсталость у вашего ребенка, важно как можно скорее обратиться к детскому психологу или неврологу для проведения диагностики и получения профессиональной помощи.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую среду. Обеспечьте ребенку комфортные условия для обучения и развития. Используйте простые и понятные методы обучения, а также поощряйте его достижения, даже если они небольшие.
СОВЕТ №3
Занимайтесь с ребенком регулярно. Проводите время с ребенком, играйте в развивающие игры, читайте книги и занимайтесь творчеством. Это поможет улучшить его навыки и укрепить эмоциональную связь между вами.
СОВЕТ №4
Общайтесь с другими родителями. Найдите группы поддержки для родителей детей с умственной отсталостью. Общение с теми, кто сталкивается с похожими проблемами, может дать вам полезные советы и эмоциональную поддержку.